Игры, формирующие фонематическое восприятие
Учитель-логопед первой категории
Сорокина Оксана Васильевна,
детский сад № 388, г. Пермь
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.
Проблема фонетико-фонематического недоразвития, охватывающая как недостатки в сфере произношения, так и в сфере восприятия звуков весьма актуальна еще и тем, что количество детей, нуждающихся в логопедической помощи с данным речевым нарушением остается стабильно высоким.
И несмотря на давно изученную теоретическую сторону этой проблемы, по сегодняшний день важным остается практическое ее решение – создание развивающей среды, как средства развития фонематических способностей и коррекции звукопроизношения.
Развитие дошкольника во многом зависит не от того, как его воспитывают, а как организован коррекционно-воспитательный процесс, где и в каком окружении ребенок растет - монотонном, однородном, стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся. Содержание развивающей среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, помогать развитию его способностей.
В отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Выгодский Л.С., Аркин ЕЛ., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., и др.). В связи с этим занятия в коррекционно-педагогической работе должны быть построены в виде познавательной (развивающей) игры. Игровая развивающая среда помогает смотивироватъ дошкольника на исправление нарушений звукопроизношения, а ведь интерес к занятиям - это путь к успеху.
Использование в работе широкого спектра дидактического материала, разработанного в соответствии с задачами корекционно-педагогического процесса и психофизическими возможностями детей, позволяет сделать занятия интересными, увлекательными, эмоциональными. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти условия, не замечает, что его учат, а богатая развивающая среда способствует широкой и разнообразной гамме видов и форм проведения занятий. Дидактический материал насыщает занятия, повышая их продуктивность.
В данной статье я бы хотела поделиться некоторыми видами разработанного дидактического материала.
Так, например, дидактическая игра «Звуковое лото» позволяет дошкольникам практически самостоятельно овладевать навыками звукового анализа слова, подбирая карточки, вслушиваясь в слова, определяя место звука в слове. Целью данного материала является – построение цепочки слов, каждое последующее слово которой должно начинаться с последнего звука предыдущего слова. Разноцветные карточки лото укрепляют память и тренируют мышцы пальцев детей.
Следующее пособие «Дом живых звуков». Представляет собой дом, на крыше которого расположена схема слова. Учитель-логопед определяет для детей цель игры, озвучивает ее и в заданном месте схемы слова появляется необходимая буква – заданный звук. Под крышей домика расположены шесть пустых окошек, куда дети будут вставлять необходимые картинки, выбирая их самостоятельно.
В данном пособии хотелось бы отметить многофункциональность, которая позволяет проводить целую серию вариантов занятий в зависимости от выбранной цели (таких, как например):
- Выделение слов с заданным звуком в начале; (середине; конце) слова;
- Выделение слов с фонемами близкими по акустическим признакам;
- Различение слов по ударному гласному;
- Различение слов по заданному количеству звуков в слове;
- Развитие слухового внимания и пространственной ориентации; и т. д.
В процессе обучения на занятиях дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходства и различие.
Дидактическая игра «Звуковой поезд» позволяет развивать у детей самостоятельность, вариативность мышления. Работая с данным видом пособия каждый ребенок индивидуально и без опоры на какой-либо зрительный образ или букву выполняет задание согласно инструкции логопеда (заполняет свой вагончик заданными картинками). Дети непроизвольно проговаривают серии слов, закрепляя тем самым нужные звуки в свободной речи.
Таким образом, по средствам использования разработанных дидактических пособий и игр на занятиях создаются условия для совершенствования фонематических процессов детей, коррекции нарушений звукопроизношения, а так же предупреждения возникновения вторичных дефектов речи.
Во время занятий с использованием данного дидактического материала дети вслушиваются в слова и звуки, интонационно выделяют звуки в словах, определяя место звука в слове, различают на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирают слова на заданный звук. Занятия построены на основе современных компенсаторных технологий, цель которых создать условия: для успешной самокоррекции и развития речи.
Привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.