Организация комплексного взаимодействия педагогов ДОУ общеразвивающего типа в целях раннего выявления и профилактики речевых нарушений у дошкольников
Учитель-логопед высшей категории
Порошина Елена Борисовна,
детский сад № 319, г. Пермь
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе его учебной деятельности. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников, поскольку многие проблемы связанные с нарушениями речи в дошкольном возрасте сохраняются у детей и в более старшем возрасте, что сказывается на успешности и результатах школьного обучения. Задержка речевого и сенсорного развития влияет на дальнейший ход развития детей дошкольного возраста и обуславливает вторичное недоразвитие таких высших психических функций, как мышление, внимание, память. Поэтому актуальным направлением логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь на основе использования специальных занятий, упражнений и игр.
Проводя сравнительный анализ данных нервно-психического развития детей поступающих к нам в детский сад, был выявлен большой процент детей, уровень нервно-психического развития которых не соответствует возрастной норме. Анализ анамнестических и медицинских данных этих детей показал, что в большинстве случаев эти отклонения в развитии обусловлены не органическими поражениями центральной нервной системы детей, а социально-педагогическими факторами. Результаты психолого-педагогического обследования поступающих в детский сад детей позволили определить, что наибольшие задержки у дошкольников наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде всего активная речь и сенсорное развитие, которые наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов – как биологических, так и социальных.
В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, который не требует обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие.
Статистическая обработка данных психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, показала, что у 90 % детей присутствуют разного рода нарушения речевого развития, требующие коррекционно-педагогического вмешательства. Эти дети составили «группу риска» по возникновению тяжелых нарушений развития.
Общее звучание речи у детей нечёткое, смазанное. Они со значительными затруднениями овладевают ритмико-мелодической стороной речи, не улавливают ритм и рифму стихотворной формы, допуская передачу текста стихотворения своими словами. Речь детей интонационно невыразительна. У 90 % дошкольников грубо нарушено звукопроизношение: до 17 – 20 несформированных звуков. Среди них есть генетически ранние. Например, наблюдаются нарушения йотации, озвончения, смягчение согласных, межзубное, боковое и горловое произношение, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам фонем, что свидетельствует о несформированности фонематических процессов. Данные произносительные затруднения особенно ярко проявляются в самостоятельной речи детей, что в значительной степени тормозит овладение лексико-грамматическими компонентами языка. Преодоление данных симптомов речевого недоразвития является важной задачей воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
По мнению У. В. Ульенковой (1994), в плане компенсации большое значение имеет возраст ребёнка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, её сочетание с другими психологическими особенностями ребёнка, своевременность организации коррекционно-педагогической работы с ним.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в речевом развитии, в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка. Важно формировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребёнка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к усвоению общеобразовательной программы в старшем дошкольном возрасте.
Правильно и своевременно выбранная стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребёнка-дошкольника.
Организуя работу логопедического пункта, для детей раннего и младшего дошкольного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.
На начальных этапах реализации представленной системы работы нами решались задачи создания воспитательной коррекционно-развивающей речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению. Для её достижения мы решали ряд взаимосвязанных задач. Первая из них – диагностическая – состоит в выявлении уровня нервно-психического развития и динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной квалификации. Вторая задача – профилактическая – это педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в обеспечении нормального речевого развития. Третья – коррекционная, которая состоит в своевременном устранении имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Принципиально важным при решении названных задач стало их естественное и органическое встраивание в контекст, проводимой в ДОУ учебно-воспитательной работы. Ведь диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие интегрируют в себе формы и средства всей педагогической работы по развитию речи дошкольников, а также элементы сугубо логопедического воздействия. Так специальные (диагностико-профилактические и коррекционные) задачи включались в образовательную программу ДОУ, реализация которых одновременно служит общим целям воспитания и развития дошкольника. Полноценная практическая реализация комплексного подхода к коррекционно-развивающему и профилактическому воздействию стала возможной только при организации конструктивного сотрудничества с семьями наших воспитанников, которые мы расцениваем как активных и полноправных партнёров.
Вторым направлением реализации представленной комплексной системы является всестороннее изучение развития каждого ребенка, поступающего в детский сад, его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Координация диагностической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ стала возможной на основе создания и активной работы психолого-педагогического консилиума. За период адаптации (1,5 – 2 месяца) педагоги, медицинские работники, психолог, логопед осуществляют наблюдение и диагностическое обследование детей, узнают семью, особенности семейных взаимоотношений. Полученные результаты фиксируются в индивидуальных картах нервно-психического развития детей, отражаются в психолого-педагогических характеристиках, предоставляемых председателю психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
В практике нашего образовательного учреждения заседания ПМП консилиума проводятся каждые три месяца. На них проводится обсуждение результатов динамических наблюдений и диагностики, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка на три месяца. Учитывая индивидуальные особенности, возможности и образовательные потребности детей, мы ориентировались на следующие направления коррекционно-развивающей работы:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи дошкольников посредством нейропсихологического изучения и наблюдения за динамикой их психического развития в условиях коррекционно-развивающей работы.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Формирование знаний, умений и навыков с учётом возрастных и индивидуально-типологических возможностей детей по следующим направлениям:
3.1. Формирование базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, коррекция недостатков в двигательной сфере посредством ритмических упражнений;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
- Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- целенаправленное формирование игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутистических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей);
- стимуляция речевой активности и поэтапное формирование полноценной речевой деятельности детей;
- развитие структурных компонентов речевой системы детей.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Для детей от 2 до 4 лет, имеющих отставания в нервно-психическом и речевом развитии, предлагаются следующие виды индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:
- с педагогом - для детей имеющих проблемы в развитии когнитивной сферы;
- с педагогом и логопедом - для детей, имеющих отставания в когнитивной и речевой сферах;
- с психологом – для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и трудностями внутрисемейных взаимоотношений (формирует взаимодействие «мама – ребёнок» или «ребёнок – ребёнок»),
- с музыкальным руководителем – для детей с двигательными и эмоционально-поведенческими нарушениями (подбирает хороводы, песенки, игры доступные ребёнку на данный период).
По итогам каждого коррекционно-развивающего периода (3 месяца) проводится следующий консилиум, где педагоги, работающие с ребенком, представляют его психолого-педагогическую характеристику, в которой отражена динамика развития. При низкой динамике индивидуального развития дошкольника на заседание консилиума приглашаются родители ребенка (или лица их заменяющие), совместно с которыми осуществляется корректировка его индивидуального образовательного маршрута, уточняются задачи, методические условия, формы и приемы коррекционно-развивающей работы с ребенком, указываются сроки ее реализации и планируемые результаты.
Практический опыт реализации данной системы комплексного взаимодействия педагогов в целях раннего выявления, профилактики и преодоления нарушений речевого развития у дошкольников выявил значительные положительные изменения уровня нервно-психического и речевого развития детей в течение первого года пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Так, в начале 2006-2007 учебного года среди поступивших в ДОУ нами было выявлено 70 % детей, имеющих отставание в нервно- психическом развитии; в середине учебного года процент отстающих снизился до 45 % (из них 20 % детей с задержкой сенсорного и речевого развития и 25 % детей с нарушениями речевого развития). В конце этого же учебного года только 20 % дошкольников отставали в развитии (15 % из них имели задержку речевого развития). Комплексное обследование поступивших в ДОУ детей, проведенное в начале 2007-2008 учебного года выявило 82 % дошкольников, имеющих отставание в нервно-психическом и речевом развитии; в середине учебного года процент отстающих снизился до 54,6 % (из них дети с задержкой сенсорного и речевого развития составили 27,3 %, а с задержкой речевого развития – 27,3 %). После осуществления коррекционно-развивающего воздействия (в конце учебного года) только 18,5 % дошкольников отставали в развитии (из них 14 % с задержкой речевого развития).
Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности разработанной нами системы комплексного коррекционно-педагогического воздействия, базисом которой является чёткое функционирование психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, поскольку оно предполагает слаженное выполнение индивидуальной работы каждым участвующим в воспитании ребёнка взрослым, направленной на решение общих задач. Мы рассматриваем такое сотрудничество как основу ранней профилактики и преодоления отклонений в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. Таким образом, планирование и осуществление совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы способствует чёткой организации взаимодействия всех педагогов, направленного на обеспечение всесторонней и наиболее полной специальной психолого-педагогической помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.