Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения

Учитель-логопед высшей категории
Орлова Светлана
Ивановна,
детский сад № 317 г. Пермь

Актуальность темы, а именно неуспеваемость обучения в школе у детей с тяжелыми нарушениями речи подтверждается статистикой. Именно поэтому мы определили целью нашей работы – создание необходимых условий для подготовки детей логопедической группы к овладению письменной речью. В соответствии с целью поставили задачи:

Для реализации данных задач создали условия, способствующие развитию полноценной личности – это наличие предметно-развивающей среды, наличие пособий, картотек, игротек, тесное взаимодействие узких специалистов с семьей, создание комфортного психологического климата в группе. Как результат проделанной работы, мы видим успешного ребенка, психологически готового к учебной деятельности, интеллектуально образованного, с развитыми познавательными процессами, с базисными качествами личности.

Коррекционную работу мы начинаем с восстановления психологической базы речи (по рекомендации З.А.Репиной), а именно с развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Поэтому воспитателем логопедической группы Т.В. Чистяковой разработан перспективный план дидактических игр, игровых упражнений, позволяющих скомпенсировать у данных детей все психические процессы. В связи с этим психолог детского сада по результатам диагностики отмечает лучшую динамику развития всех психических процессов именно у детей контрольной группы.

Следующий блок предложен инструктором по ФИЗО в виде интегрированных занятий, таких как «В стране Муравии» (о насекомых), «У Золушки в гостях» (овощи и огород). Совместно с музыкальным руководителем развитие общей моторики осуществляется на танцевально-игровой гимнастике «СА-фи-дансэ». Дополнительно проводится корригирующая гимнастика.

По развитию мелкой моторики интересны разработки педагога данной группы Серебренниковой Е.В., вместе с ними создается развивающая среда в группе: пособия, игры, тренажеры. Используя материалы Липаковой В.И. по коррекции зрительно-пространственных функций, мы предотвращаем одну из причин возникновения оптической дисграфии.

Наряду с общей и мелкой моторикой совместно с медицинскими работниками проходит коррекция по преодолению дизартрии.

Родителям наряду с традиционными методами лечения предлагаются и альтернативные: ДЭНАС – терапия (эффективность логопедического воздействия увеличивается в 4 раза), ручной массаж, воздействие на активной точки, баночный массаж, использование инновационных компьютерных технологий («Игры для тигры», «Учись говорить правильно»), кинезиологическая гимнастика.

Необходимо отметить, что у ребенка с дизартрией в школе без специальной помощи остается нарушение звукопроизношения, которое приводит к нарушению письма, т.е. «как ребенок говорит, так он и пишет». Поэтому появившийся звук мы «приветствуем» всей группой, обеспечивая успех ребенку, веру в свои силы, чувство победы. Процесс автоматизации звуков долог и труден.

Совместно с воспитателями музыкальный руководитель осуществляет процесс автоматизации звуков в театрализованной деятельности, на праздниках. В единстве с выработкой правильного звукопроизношения проводится развитие фонематического слуха.

Разработанная Е.Худенко и Е.Кирилловой (1999г.) система по развитию и коррекции фонематического восприятия с целью профилактики нарушений письменной речи как нельзя лучше удовлетворила наши потребности. Результаты успешно апробированной системы представлены родителям на неделе открытых дверей: у детей развился фонематический слух, познавательный интерес, самостоятельность. Показательны слова ребенка: «Я хочу заниматься, возьмите меня поиграть!»

Овладение звуковым анализом слова требует от дошкольника произвольности. Важность формирования мотивационно – волевой сферы для успешного обучения выше, чем умение считать, писать и читать. Конспекты занятий, которые нами разработаны для детей с ОНР позволяют скорректировать все компоненты речи.

Уже вошло в традицию проведение 2 утренних подгрупповых занятий по артикуляционной гимнастике, на которых сначала работаем над повышением самооценки. Смотря себе в глаза перед зеркалом ребенок говорит: «Я люблю тебя Катя. У тебя сегодня все получится.» Таким образом мы формируем мотивацию обучения и 80% успеха уже обеспеченно. В подготовительной группе усложняются виды работы, это уже может быть самостоятельная работа по звуковому анализу слова.

Хочется отметить роль взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя и других специалистов. После занятий логопеда воспитанники радостно рассказывают воспитателю о количестве заработанных фишек и в каком вагончике ехали. Данный прием стимулирует детей к повышению познавательного интереса. Достоин внимания и такой прием, как взятия на себя роли «учителя» ребенку более успешному и желание помочь тому, кто отстает.

Таким образом, применяя разные формы и приемы логопедического воздействия, мы в первую очередь обращаем внимания на психологическую составляющую успеха, а затем на формирования различных умений и навыков. Наша система коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи позволяет в определенной мере оптимизировать процесс адаптации к школе, так как 100% выпускников логопедических групп идут в общеобразовательные школы, а 30% и более поступают в гимназии и гимназические классы.

Используются технологии uCoz