Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 394» г.Перми
Звуки [Р][Р’].
Путешествие в сказку.
Конспект занятия составлен
учителем-логопедом II квалификационной категории
Крохиной Оксаной Владимировной
г.Пермь 2009г.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы
на тему: Звуки [Р][Р’]«Путешествие в сказку».
Цель: Автоматизация звуков [Р] и [Р’].
Задачи : 1. Образовательные:
- уточнить представления детей о звуках [Р] и [Р’];
- обучение слоговому анализу;
- обучение конструированию и анализу предложений.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков
[Р] и [Р’];
- развивать фонематический слух на звуки [Р] и [Р’].
- развивать фонематическое восприятие;
- сформировать представления о связи звука и буквы;
- автоматизация звуков [Р] и [Р’] в слогах, словах, предложениях,
тексте;
- развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: Письмо от морских жителей; маленькие зеркала на каждого ребёнка; карточки для анализа артикуляции звуков; демонстрационные карточки с изображением буквы Р синего и зелёного цвета; дидактическая игра «Поймай рыбку» - киндеры с надписями названий рыб на магнитах, магнитные удочки; картинки для определения места звука в слове – раковина, каракатица, угорь, рак, сардина, рифы, черепаха, краб, креветка, водоросли, кораллы, панцирь; загадки; отгадки - картинки – рак, краб, рыба, море, икринки, кораллы, черепаха, раковина; картина замка; плакат с изображением ступенек для слогового анализа слов с липучками, картинки с липучками; картинки для составления предложений; магнитная доска; магниты; игрушки – стражник-рак, краб, осьминог; декорации – ширма, раковина; подгруппа детей из 4-5 человек по принципу – на одном этапе автоматизации.
Ход занятия
1.Организационный момент:
Ребята, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано: «Девочки и мальчики, Чё_ная Ка_акатица похитила звуки у жителей подводного ца_ства. Пожалуйста помогите их найти».
Мо_ской ца_й, к_аб, че_епаха, _ыба молот.
2.Объявление темы занятия.
Ребята, вы угадали, какие звуки похищены? Правильно звуки [Р][Р’]. Поможем их вернуть? Я предлагаю вам отправиться в путешествие на морское дно, в гости к морскому царю, и освободить звуки.
Подумайте и скажите, в какой сказке события происходят на дне морском?
(«Русалочка»)
3.Артикуляционная гимнастика
Но, прежде чем отправиться в путь, нужно потренироваться т.к. дорога дальняя, непростая и неизвестно, сколько трудностей нас ждёт ( логопед читает текст, а дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами).
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный раскроются двери!
Приоткрыть рот.
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1 до 10.
На летучем большом корабле
Поднять боковые края («чашечка»).
Или с Бабой-Ягой на метле,
Кончик узкого языка ритмично двигается вправо-влево.
На плоту по молочной реке
Широкий расслабленный язычок.
И верхом на Коньке-Горбунке.
Поцокать языком.
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Широкий язык движется вверх-вниз.
Можно на Колобке закатиться,
Круговые движения кончиком языка по губам.
Можно въехать, как Слон на Еже.
«Пожевать» язычок.
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
4. Изолированное произношение звука.
Мы с вами оказались в открытом море.
На чём же мы спустимся на морское дно? На подводной лодке. Заведём мотор большой подводной лодки ( р-р-р-р-р). А теперь маленькой подводной лодки (рь-рь-рь-рь).
5. Анализ артикуляции звука.
Что происходит когда мы произносим звук [Р]? Губы улыбаются, рот широко открыт, широкий кончик языка поднят за верхние зубки, напряжён. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка дрожит. Горлышко работает.
А при произнесении звука [Р’]? Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд ближе к верхним зубкам (демонстрация карточек анализа артикуляции звуков).
6.Характеристика звука. Связь звука с буквой.
Чтобы попасть во дворец морского царя мы должны пройти через ворота, но у ворот сидит стражник – рак (демонстрация игрушки рака). Рак вас пропустит если вы расскажите ему о звуках [Р][Р’].
Скажите, какой звук «Р» гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? Согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим цветом (демонстрация детям буквы Р синего цвета).
А звук «Р’» - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным цветом (демонстрация буквы Р зелёного цвета). Молодцы, вы справились с заданием рака.
7.Развитие фонематического слуха.
Вот мы и оказались во дворце морского царя. Он рад встрече с нами и предлагает осмотреть его владения. Посмотрите, царскую свиту сопровождает множество рыб. Но вы должны поймать и взять с собой только тех рыб, в названии которых есть звуки [Р][Р’] (Игра «Поймай рыбку» - дети с помощью магнитных удочек ловят рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, дети топают, если слышат в словах звуки [Р][Р’]).
Игра «Голова, плавник, хвост» (определение местоположения звуков [Р][Р’] в словах: начало, середина, конец). Логопед произносит слова со звуками [Р][Р’], дети руками обозначают местоположение звуков в словах: руки на голове – начало слова, руки на поясе плавничками – середина слова, руки за спиной хвостиком – конец слова. (Раковина, каракатица, угорь, рак, сардина, рифы, черепаха, краб, креветка, водоросли, кораллы, панцирь).
8.Автоматизация звуков в слогах.
Пока мы с вами ловили рыб и играли, Русалочка поднялась на поверхность и увидела прекрасного принца. Ей очень захотелось познакомиться с ним. Но она подумала, что ему не понравиться девушка, у которой вместо ног хвост. Русалочка вспомнила о злой волшебнице Чёрной Каракатице – и отправилась к ней. Мы должны опередить Русалочку, не дать ей попасть в беду. Но Чёрная Каракатица приготовила нам преграду на пути, она стёрла в словах слоги. Преодолеть это препятствие можно, добавив нужный слог. Игра «Добавь нужный слог», логопед демонстрирует детям картинки, озвучивая часть их названия. Например, какой слог стёрла Чёрная Каракатица в словах: КЕНГУ__, КУ__, __БАШКА, ВЕ__, __КОВИНА, ЯКО__, ПОМИДО__, ВЕД__, ЗЕБ__, ТОПО__, МУХОМО__, ВЁД__, ГО__, ША__, КОБ__, МО__.
9.Автоматизация звуков в словах. Развитие фонематического восприятия.
Мы так с вами спешили, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала ей свой прекрасный голос. Что же делать? Ребята, нам предлагает свою помощ друг Русалочки – смелый маленький краб. Он поплывёт к Принцу и всё ему расскажет. Только нужно помочь ему добраться до замка Принца.
Задание: Отгадайте загадку и повторите отгадку (дети передают картинку-отгадку по кругу и повторяют отгадку)
- Все движутся вперёд, а он наоборот. Он может два часа подряд всё время пятиться назад (Рак)
- Десятиногий рак (Краб)
- Кто под мостиком, виляет хвостиком? (Рыба)
- Кругом вода, а с питьём беда (Море)
- Карл у Клары украл …(Кораллы)
-Что мечут рыбы? (Икринки)
-Прячется в панцирь от вечного страха, вот такая она… (Черепаха)
- Домик улитки (Раковина).
Вот вы и помогли крабу добраться до замка Принца (демонстрация замка Принца со ступеньками на липучках). Но ступеньки замка очень высокие и краб никак не может по ним подняться. Помогите крабу.
Задание: Поместите на первую ступеньку картинку, в названии которой один слог (рак, краб). На вторую ступеньку картинку, в названии которой два слога (рыба, море). На третью ступеньку картинку, в названии которой три слога (икринки, кораллы). На четвёртую ступеньку картинку, в названии которой четыре слога (черепаха, раковина).
10.Автоматизация звуков в предложениях.
С вашей помощью краб добрался до Принца и рассказал ему о беде, которая случилась с Русалочкой. И вот Принц спешит к морю на помощь Русалочке. Но путь ему преграждает осьминог (демонстрация игрушки осьминога). Помогите Принцу преодолеть это препятствие. Каждый из вас должен выложить дорожку для Принца и составить предложение со словом «рыба». По самой длинной дорожке Принц доберётся до Русалочки и спасёт её от Чёрной Каракатицы. Игра «Чья дорожка длиннее?» дети составляют предложения, выкладывая перед собой прямоугольник с рыбкой на каждое слово. Далее дети анализируют предложения, определяя количество слов, и находят самую длинную дорожку.
Вот и свободна Русалочка. Все обитатели морского царства рады её освобождению. Настало время и нам прощаться с правителем подводного царства, и его дочерью.
11. Автоматизация звуков в тексте.
Царь очень благодарен вам за помощь в спасении Русалочки и дарит на прощание игру «Море волнуется».
Подвижная игра «Море волнуется»
Море волнуется – раз! (шагаем на месте)
Море волнуется - два! (наклоны туловища влево - вправо)
Море волнуется – три! (повороты туловища влево – вправо)
Морская фигура, замри! (изображение любой фигуры)
Тот, кто изобразит оригинальную фигуру, продолжает игру.
12. Итог занятия и оценка речевой деятельности.
Логопед подводит итоги занятия: дети вспоминают, чем они занимались на занятии, что понравилось, что было трудно выполнить. Логопед анализирует речь детей на занятии: хвалит или делает замечания, отмечает активность, работоспособность, внимательность и т.д.
13. Домашнее задание.
Выучить слова к игре «Море волнуется» правильно и чётко произнося звуки [Р][Р’] и поиграть в неё.
Самоанализ занятия
Тема: Звуки [Р][Р’]. «Путешествие в сказку».
Цель моего занятия - автоматизация звуков [Р] и [Р’].
При планировании занятия я старалась решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления детей о звуках [Р] и [Р’];
- обучение слоговому анализу;
- обучение анализу и конструированию предложений.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков
[Р] и [Р’];
- развивать фонематический слух на звуки [Р] и [Р’].
- развивать фонематическое восприятие;
- сформировать представления о связи звука и буквы;
- автоматизация звуков [Р] и [Р’] в слогах, словах, предложениях,
тексте;
- развитие памяти, внимания, мышления.
3. Воспитательные:
- формирование положительной мотивации на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Структура моего занятия соответствует структуре логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Форма организации занятия – подгрупповая. Этапы занятия соблюдены, имеется чёткий переход от одного этапа занятия к другому. При планировании занятия, я учла возрастные особенности детей (материал занятия соответствует возрасту детей) и возможности детей (все дети находятся на одном этапе автоматизации). С детьми была проведена предварительная работа в группе (слушанье аудиозаписи сказки «Русалочка»). С целью предупреждения утомляемости детей в структуру занятия включила физкультминутку, которая соответствует теме занятия. Для активизации деятельности детей использую наглядный и дидактический материал. Для повышения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия создаю положительную мотивацию и использую игровую форму организации детской деятельности.