Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 394» г.Перми

Звуки [Р][Р’].
Путешествие в сказку.

Конспект занятия составлен
учителем-логопедом II квалификационной категории
Крохиной Оксаной Владимировной

г.Пермь 2009г.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы

на тему: Звуки [Р][Р’]«Путешествие в сказку».

Цель: Автоматизация звуков [Р] и [Р’].

Задачи : 1. Образовательные:

- уточнить представления детей о звуках [Р] и [Р’];

- обучение слоговому анализу;

- обучение конструированию и анализу предложений.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков

[Р] и [Р’];

- развивать фонематический слух на звуки [Р] и [Р’].

- развивать фонематическое восприятие;

- сформировать представления о связи звука и буквы;

- автоматизация звуков [Р] и [Р’] в слогах, словах, предложениях,

тексте;

- развивать память, внимание, мышление.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: Письмо от морских жителей; маленькие зеркала на каждого ребёнка; карточки для анализа артикуляции звуков; демонстрационные карточки с изображением буквы Р синего и зелёного цвета; дидактическая игра «Поймай рыбку» - киндеры с надписями названий рыб на магнитах, магнитные удочки; картинки для определения места звука в слове – раковина, каракатица, угорь, рак, сардина, рифы, черепаха, краб, креветка, водоросли, кораллы, панцирь; загадки; отгадки - картинки – рак, краб, рыба, море, икринки, кораллы, черепаха, раковина; картина замка; плакат с изображением ступенек для слогового анализа слов с липучками, картинки с липучками; картинки для составления предложений; магнитная доска; магниты; игрушки – стражник-рак, краб, осьминог; декорации – ширма, раковина; подгруппа детей из 4-5 человек по принципу – на одном этапе автоматизации.

Ход занятия

1.Организационный момент:

Ребята, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано: «Девочки и мальчики, Чё_ная Ка_акатица похитила звуки у жителей подводного ца_ства. Пожалуйста помогите их найти».

Мо_ской ца_й, к_аб, че_епаха, _ыба молот.

2.Объявление темы занятия.

Ребята, вы угадали, какие звуки похищены? Правильно звуки [Р][Р’]. Поможем их вернуть? Я предлагаю вам отправиться в путешествие на морское дно, в гости к морскому царю, и освободить звуки.

Подумайте и скажите, в какой сказке события происходят на дне морском?

(«Русалочка»)

3.Артикуляционная гимнастика

Но, прежде чем отправиться в путь, нужно потренироваться т.к. дорога дальняя, непростая и неизвестно, сколько трудностей нас ждёт ( логопед читает текст, а дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами).

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!

Приоткрыть рот.

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

Удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1 до 10.

На летучем большом корабле

Поднять боковые края («чашечка»).

Или с Бабой-Ягой на метле,

Кончик узкого языка ритмично двигается вправо-влево.

На плоту по молочной реке

Широкий расслабленный язычок.

И верхом на Коньке-Горбунке.

Поцокать языком.

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Широкий язык движется вверх-вниз.

Можно на Колобке закатиться,

Круговые движения кончиком языка по губам.

Можно въехать, как Слон на Еже.

«Пожевать» язычок.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже…

4. Изолированное произношение звука.

Мы с вами оказались в открытом море.

На чём же мы спустимся на морское дно? На подводной лодке. Заведём мотор большой подводной лодки ( р-р-р-р-р). А теперь маленькой подводной лодки (рь-рь-рь-рь).

5. Анализ артикуляции звука.

Что происходит когда мы произносим звук [Р]? Губы улыбаются, рот широко открыт, широкий кончик языка поднят за верхние зубки, напряжён. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка дрожит. Горлышко работает.

А при произнесении звука [Р’]? Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка продвигается вперёд ближе к верхним зубкам (демонстрация карточек анализа артикуляции звуков).

6.Характеристика звука. Связь звука с буквой.

Чтобы попасть во дворец морского царя мы должны пройти через ворота, но у ворот сидит стражник – рак (демонстрация игрушки рака). Рак вас пропустит если вы расскажите ему о звуках [Р][Р’].

Скажите, какой звук «Р» гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? Согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим цветом (демонстрация детям буквы Р синего цвета).

А звук «Р’» - согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным цветом (демонстрация буквы Р зелёного цвета). Молодцы, вы справились с заданием рака.

7.Развитие фонематического слуха.

Вот мы и оказались во дворце морского царя. Он рад встрече с нами и предлагает осмотреть его владения. Посмотрите, царскую свиту сопровождает множество рыб. Но вы должны поймать и взять с собой только тех рыб, в названии которых есть звуки [Р][Р’] (Игра «Поймай рыбку» - дети с помощью магнитных удочек ловят рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, дети топают, если слышат в словах звуки [Р][Р’]).

Игра «Голова, плавник, хвост» (определение местоположения звуков [Р][Р’] в словах: начало, середина, конец). Логопед произносит слова со звуками [Р][Р’], дети руками обозначают местоположение звуков в словах: руки на голове – начало слова, руки на поясе плавничками – середина слова, руки за спиной хвостиком – конец слова. (Раковина, каракатица, угорь, рак, сардина, рифы, черепаха, краб, креветка, водоросли, кораллы, панцирь).

8.Автоматизация звуков в слогах.

Пока мы с вами ловили рыб и играли, Русалочка поднялась на поверхность и увидела прекрасного принца. Ей очень захотелось познакомиться с ним. Но она подумала, что ему не понравиться девушка, у которой вместо ног хвост. Русалочка вспомнила о злой волшебнице Чёрной Каракатице – и отправилась к ней. Мы должны опередить Русалочку, не дать ей попасть в беду. Но Чёрная Каракатица приготовила нам преграду на пути, она стёрла в словах слоги. Преодолеть это препятствие можно, добавив нужный слог. Игра «Добавь нужный слог», логопед демонстрирует детям картинки, озвучивая часть их названия. Например, какой слог стёрла Чёрная Каракатица в словах: КЕНГУ__, КУ__, __БАШКА, ВЕ__, __КОВИНА, ЯКО__, ПОМИДО__, ВЕД__, ЗЕБ__, ТОПО__, МУХОМО__, ВЁД__, ГО__, ША__, КОБ__, МО__.

9.Автоматизация звуков в словах. Развитие фонематического восприятия.

Мы так с вами спешили, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала ей свой прекрасный голос. Что же делать? Ребята, нам предлагает свою помощ друг Русалочки – смелый маленький краб. Он поплывёт к Принцу и всё ему расскажет. Только нужно помочь ему добраться до замка Принца.

Задание: Отгадайте загадку и повторите отгадку (дети передают картинку-отгадку по кругу и повторяют отгадку)

- Все движутся вперёд, а он наоборот. Он может два часа подряд всё время пятиться назад (Рак)

- Десятиногий рак (Краб)

- Кто под мостиком, виляет хвостиком? (Рыба)

- Кругом вода, а с питьём беда (Море)

- Карл у Клары украл …(Кораллы)

-Что мечут рыбы? (Икринки)

-Прячется в панцирь от вечного страха, вот такая она… (Черепаха)

- Домик улитки (Раковина).

Вот вы и помогли крабу добраться до замка Принца (демонстрация замка Принца со ступеньками на липучках). Но ступеньки замка очень высокие и краб никак не может по ним подняться. Помогите крабу.

Задание: Поместите на первую ступеньку картинку, в названии которой один слог (рак, краб). На вторую ступеньку картинку, в названии которой два слога (рыба, море). На третью ступеньку картинку, в названии которой три слога (икринки, кораллы). На четвёртую ступеньку картинку, в названии которой четыре слога (черепаха, раковина).

10.Автоматизация звуков в предложениях.

С вашей помощью краб добрался до Принца и рассказал ему о беде, которая случилась с Русалочкой. И вот Принц спешит к морю на помощь Русалочке. Но путь ему преграждает осьминог (демонстрация игрушки осьминога). Помогите Принцу преодолеть это препятствие. Каждый из вас должен выложить дорожку для Принца и составить предложение со словом «рыба». По самой длинной дорожке Принц доберётся до Русалочки и спасёт её от Чёрной Каракатицы. Игра «Чья дорожка длиннее?» дети составляют предложения, выкладывая перед собой прямоугольник с рыбкой на каждое слово. Далее дети анализируют предложения, определяя количество слов, и находят самую длинную дорожку.

Вот и свободна Русалочка. Все обитатели морского царства рады её освобождению. Настало время и нам прощаться с правителем подводного царства, и его дочерью.

11. Автоматизация звуков в тексте.

Царь очень благодарен вам за помощь в спасении Русалочки и дарит на прощание игру «Море волнуется».

Подвижная игра «Море волнуется»

Море волнуется – раз! (шагаем на месте)

Море волнуется - два! (наклоны туловища влево - вправо)

Море волнуется – три! (повороты туловища влево – вправо)

Морская фигура, замри! (изображение любой фигуры)

Тот, кто изобразит оригинальную фигуру, продолжает игру.

12. Итог занятия и оценка речевой деятельности.

Логопед подводит итоги занятия: дети вспоминают, чем они занимались на занятии, что понравилось, что было трудно выполнить. Логопед анализирует речь детей на занятии: хвалит или делает замечания, отмечает активность, работоспособность, внимательность и т.д.

13. Домашнее задание.

Выучить слова к игре «Море волнуется» правильно и чётко произнося звуки [Р][Р’] и поиграть в неё.

Самоанализ занятия

Тема: Звуки [Р][Р’]. «Путешествие в сказку».

Цель моего занятия - автоматизация звуков [Р] и [Р’].

При планировании занятия я старалась решить следующие задачи:

1. Образовательные:

- уточнить представления детей о звуках [Р] и [Р’];

- обучение слоговому анализу;

- обучение анализу и конструированию предложений.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков

[Р] и [Р’];

- развивать фонематический слух на звуки [Р] и [Р’].

- развивать фонематическое восприятие;

- сформировать представления о связи звука и буквы;

- автоматизация звуков [Р] и [Р’] в слогах, словах, предложениях,

тексте;

- развитие памяти, внимания, мышления.

3. Воспитательные:

- формирование положительной мотивации на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

 

Структура моего занятия соответствует структуре логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Форма организации занятия – подгрупповая. Этапы занятия соблюдены, имеется чёткий переход от одного этапа занятия к другому. При планировании занятия, я учла возрастные особенности детей (материал занятия соответствует возрасту детей) и возможности детей (все дети находятся на одном этапе автоматизации). С детьми была проведена предварительная работа в группе (слушанье аудиозаписи сказки «Русалочка»). С целью предупреждения утомляемости детей в структуру занятия включила физкультминутку, которая соответствует теме занятия. Для активизации деятельности детей использую наглядный и дидактический материал. Для повышения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия создаю положительную мотивацию и использую игровую форму организации детской деятельности.

Используются технологии uCoz