План распределения дидактических игр и упражнений по развитию речи на логопедическом пункте детского сада.
Учитель-логопед
первой категории
Горева Людмила Васильевна,
детский сад № 388 г. Пермь
В детской педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности детей, и как форма деятельности, способствующая гармоничному развитию психических процессов, личностных черт.
Необходимость проведения логопедических занятий с ребёнком через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игры в ещё большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях.
Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере ребенка, а именно таких черт, как повышение раздражимости, возбудимости, замкнутости, апатичности и т. п.
Из-за повторяемости изо дня в день однообразных стандартных заданий ребёнку становится тяжело и неинтересно на занятиях. А игры делают коррекционный процесс «живыми» и интересными.
Логопедическая работа над речевыми звуками предполагает определённую последовательность: подготовительные упражнения, постановка звуков, длительную автоматизацию и т. д.
Главный же принцип при подборе игр для логопедической работы это – последовательность.
Разработок комплексных подходов с использованием игр, очень много. Готовясь к занятиям приходиться долго осуществлять подбор специальной литературы для продуктивного использования игр. Поэтому нами разработан план распределения специальных речевых игр для более удобного и менее затратного по времени планирования занятий. В него включёны названия игр, задачи, источник ( где взять эту игру), закрепление в домашних условиях и воспитателями при необходимости.
План распределения логопедичесних д/игр на учебный год.
Напр. реч. деят. | Название игры | Цели, задачи | Источники | Раб. с семьей | Раб. с восп. | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||
З в у к о п р о и з н о ш е н и е |
Арт. гимн. "Куб" | Развивать арт. движения; | [3], стр 64 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
"Звуковая дорожка" | Авт. ав. звука в разн. позициях; | [3], стр 34 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
"Лес шумит" | Автом –ш- | [4], стр.61 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
"Кнопочки" | Авт. зв. в слогах | [5], срт.41 | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
"Лабиринт" | Авт. зв. в словах | [5], стр.41 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
"Пирамидка" | Закр. звука в словах | [5], стр.42 | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
"Лото" | Авт. зв. в словах; | [4], стр.35 |
+ | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
"По ровненькой дорожке" | Авт. зв. –ш- в словах, слогах; | [4], стр.63 | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
"Заборчик" | Развивать движение и произношение; | [5], стр.41 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
"Едем на поезде" | Авт. звуков в словах, слогах; | [5], стр.43 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
"Что несем в корзине" | Закреплять прав. произношение | [5], стр.44 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
"Лесенка чудесенка" | Развивать прав. звукопроизн. | [5], стр.44 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
Ф |
«Где живёт звук?»; | разв. ф. с., нахождение зв. в слове | [4], стр.36 |
+ | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
«Найди место для своей картинки»; | Диф. звуков, разв. словаря | [4], стр.38 |
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Угадай слово»; | Составление слов с опр. кол. слогов; | [4], стр.39 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
«Сосчитай-ка»; | Разв. зв. – слогового анализа; | [3], стр.70 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Телеграф»; | Развитие слогового анализа слов; | [4], стр.39 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Сколько слов»; | Разв. языков. способностей; | [4], стр.167 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Какая полоска нужна»; | Диф. понятия «слово», «предл.» | [4], стр.219 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
«Прид. слово на зв.» | Различать нач. зв. от др. звуков; | [1], стр.,47 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Закончи слово»; | Разв. умениедобавл. недостающ. зв. | [1], стр.49 |
+ | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
«Хлопни, как услышишь звук»; | Упражн. выпол. действ. по словесн. Инстр. | [1], стр.45 |
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Повтори за мной»; | Упр. в запом. и повт. посл. слогов; | [1], стр.50 |
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Что получилось?» | Упр. в повт. и запом. слов ; | [1], стр.78 | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
С л о в а р ь |
«Запасы мыш. Пика»; | Разв. слух. вним.., употр. отн.прил. | [3], стр. 48 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Найди, что надо»; | Разв. слух. вним., прав. скл. сущ. | [4], стр.177 |
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Что кому нужно»; | Разв. слух. вним., сущ. в дат. Пад. | [4], стр.179 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Один-одна-одно»; | Различ. род имён сущ. | [4], стр.181 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Четыре слова»; | Расшир. словарь; | [4], стр.187 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
«Что это»; | Разширю обобщ. понят.; | [4], стр. 188 |
+ | + | + | + | |||||||||||||||||||
«Поймай, скажи»; | Расшир. глагольн. словаря; | [4], стр..202 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
«Мой, моя»; | Разв. слух. вним., род прит. местоимен. | [4], стр.211 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
«Утром. днём. вечером»; | Закрепл. наречия в речи | [4], стр.215 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
«Что справа»; | Закрепл. наречия в речи; | [4], стр.216 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
«Где что находится?»; | Активиз. в речи предл –на-; | [4],.стр 240 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
«Наоборот»; | Разв. быстроту мышл., словарь; | [4],.стр.116 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
«Шары» | Закрепл. прост. предлогов; | [1], стр.55 | + | + | + | + | + |
Литература:
1. И. Асташина «Развивающие игры для детей» «Владис», 2008 г
2. А. К. Бондаренко М. «Просвещение» 1991г.
3.О.Е. Громова сборник статей «Инновации в логопедическую практику», «Линка – пресс»
4. В.И. Селивёрстов М. « Владос» 1994г. «Речевые игры».
5. Управление ДОУ «Логопед для ДОУ» №5 2006 г.
6. Н. В. Дурова М. « Фонематика» М., «Мозаика –Синтез»
7. Г.С. Швайко М. «Апрес пресс» 2006, 1988г. «Игры и упражнения по коррекции речи».