План распределения дидактических игр и упражнений по развитию речи на логопедическом пункте детского сада.

Учитель-логопед первой категории
Горева Людмила Васильевна,
детский сад № 388 г. Пермь

 

В детской педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности детей, и как форма деятельности, способствующая гармоничному развитию психических процессов, личностных черт.

Необходимость проведения логопедических занятий с ребёнком через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игры в ещё большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях.

Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере ребенка, а именно таких черт, как повышение раздражимости, возбудимости, замкнутости, апатичности и т. п.

Из-за повторяемости изо дня в день однообразных стандартных заданий ребёнку становится тяжело и неинтересно на занятиях. А игры делают коррекционный процесс «живыми» и интересными.

Логопедическая работа над речевыми звуками предполагает определённую последовательность: подготовительные упражнения, постановка звуков, длительную автоматизацию и т. д.

Главный же принцип при подборе игр для логопедической работы это – последовательность.

Разработок комплексных подходов с использованием игр, очень много. Готовясь к занятиям приходиться долго осуществлять подбор специальной литературы для продуктивного использования игр. Поэтому нами разработан план распределения специальных речевых игр для более удобного и менее затратного по времени планирования занятий. В него включёны названия игр, задачи, источник ( где взять эту игру), закрепление в домашних условиях и воспитателями при необходимости.

 План распределения логопедичесних д/игр на учебный год.

Напр. реч. деят. Название игры Цели, задачи Источники Раб. с семьей Раб. с восп. Январь Февраль Март Апрель Май
З
в
у
к
о
п
р
о
и
з
н
о
ш
е
н
и
е
Арт. гимн. "Куб" Развивать арт. движения; [3], стр 64 +     + + + +   +     +   +                
"Звуковая дорожка" Авт. ав. звука в разн. позициях; [3], стр 34 +   +         +   +   + + + + + +          
"Лес шумит" Автом –ш- [4], стр.61 + +     +   +       +                      
"Кнопочки" Авт. зв. в слогах [5], срт.41 +   + + +     + +       + +                
"Лабиринт" Авт. зв. в словах [5], стр.41 +         + +     + + +                    
"Пирамидка" Закр. звука в словах [5], стр.42 +     +     +   +     +     +   +          
"Лото" Авт. зв. в словах;

[4], стр.35

  +     + +   +           +   +            
"По ровненькой дорожке" Авт. зв. –ш- в словах, слогах; [4], стр.63 + + +       +     +     +         +        
"Заборчик" Развивать движение и произношение; [5], стр.41 + + +     +                                
"Едем на поезде" Авт. звуков в словах, слогах; [5], стр.43 +                       +   + + +          
"Что несем в корзине" Закреплять прав. произношение [5], стр.44   +   + +                           + +    
"Лесенка чудесенка" Развивать прав. звукопроизн. [5], стр.44 +           +     +     +                  

Ф
О
Н.

В
О
С
П
Р.

З
В.

А
Н
А
Л.

С
Л
О
В
А

«Где живёт звук?»; разв. ф. с., нахождение зв. в слове

[4], стр.36

+ + +   +             +           +   +    
«Найди место для своей картинки»; Диф. звуков, разв. словаря

[4], стр.38

+                   +   +     +       +    
«Угадай слово»; Составление слов с опр. кол. слогов; [4], стр.39 + +         +     +           +     +      
«Сосчитай-ка»; Разв. зв. – слогового анализа; [3], стр.70   +     +       +         +       +        
«Телеграф»; Развитие слогового анализа слов; [4], стр.39 +             +       +     +         +    
«Сколько слов»; Разв. языков. способностей; [4], стр.167 + +   +     +       +                      
«Какая полоска нужна»; Диф. понятия «слово», «предл.» [4], стр.219 + +       +     +       +       +          
«Прид. слово на зв.» Различать нач. зв. от др. звуков; [1], стр.,47 +     +     +       +                 +    
«Закончи слово»; Разв. умениедобавл. недостающ. зв.

[1], стр.49

  +     +     +           +   +     +      
«Хлопни, как услышишь звук»; Упражн. выпол. действ. по словесн. Инстр.

[1], стр.45

+     +   +     +     +                    
«Повтори за мной»; Упр. в запом. и повт. посл. слогов;

[1], стр.50

+       +   +       +           +          
«Что получилось?» Упр. в повт. и запом. слов ; [1], стр.78   +   +       +         +   +       +   +  
С
л
о
в
а
р
ь
«Запасы мыш. Пика»; Разв. слух. вним.., употр. отн.прил. [3], стр. 48 +           +         +         +          
«Найди, что надо»; Разв. слух. вним., прав. скл. сущ.

[4], стр.177

  +     +         +       +       +        
«Что кому нужно»; Разв. слух. вним., сущ. в дат. Пад. [4], стр.179 +         +     +       +       +          
«Один-одна-одно»; Различ. род имён сущ. [4], стр.181 + +     +       +         +                
«Четыре слова»; Расшир. словарь; [4], стр.187 +         +         +         +            
«Что это»; Разширю обобщ. понят.;

[4], стр. 188

+       +     +         +                  
«Поймай, скажи»; Расшир. глагольн. словаря; [4], стр..202 + +         +     +         +     +        
«Мой, моя»; Разв. слух. вним., род прит. местоимен. [4], стр.211 +     +         +         +                
«Утром. днём. вечером»; Закрепл. наречия в речи [4], стр.215 + +       +             +                  
«Что справа»; Закрепл. наречия в речи; [4], стр.216 + +     +       +     +               +    
«Где что находится?»; Активиз. в речи предл –на-; [4],.стр 240 +     +                   +         +      
«Наоборот»; Разв. быстроту мышл., словарь; [4],.стр.116 + + +         +               +            
«Шары» Закрепл. прост. предлогов; [1], стр.55 + +                   +     +     +        

Литература:

1. И. Асташина «Развивающие игры для детей» «Владис», 2008 г

2. А. К. Бондаренко М. «Просвещение» 1991г.

3.О.Е. Громова сборник статей «Инновации в логопедическую практику», «Линка – пресс»

4. В.И. Селивёрстов М. « Владос» 1994г. «Речевые игры».

5. Управление ДОУ «Логопед для ДОУ» №5 2006 г.

6. Н. В. Дурова М. « Фонематика» М., «Мозаика –Синтез»

7. Г.С. Швайко М. «Апрес пресс» 2006, 1988г. «Игры и упражнения по коррекции речи».

 

Используются технологии uCoz