Практический материал для учителей-логопедов по автоматизации звука «Х»

 

Учитель-логопед
Бурова Анастасия
Викторовна,
Детский сад №353, г. Пермь

 Актуальность представленного материала заключается в том, что достаточно сложно найти в специальной литературе доступный материал для детей по автоматизации звука «Х». Как правило, произношение данного звука нарушается у детей с ОНР 2 или 3 уровня при дизартрии и грубо нарушенном фонематичеком слухе.

Звук «Х» встречается недостаточно часто в словах русского языка, а слов простых по слоговой структуре и без наличия в них труднопроизносимых звуков ещё меньше.

Поэтому в данной методике представлена классическая последовательность автоматизации звука и подобран речевой материал с учётом ограниченных речевых возможностей детей.

Материал удобно использовать как на занятиях, так и в домашних условиях (при выполнении родителями домашних заданий логопеда).

Методика процесса автоматизация звука Х (изолированно, в слогах, словах, предложениях)

Выбраться из лабиринта, произнося звук Х:

   

  Упражнение на развитие фонематического слуха: хлопни, когда услышишь звук Х

- А, Л, Х, Р, Д, Ы, Й, КЬ, Х, В, Н, П, ПЬ, ДЬ, Ж, Х, Ф, Ч, С, Ф, Х, Е, Ц, Х,

- АП, АЩ, АХ, АВ, АФ, АС, АХ, АГ, ОР, ОХ, ОЖ, ОФ, ОЧ, ОХ, ОТ, УК, УЦ, УХ, УП, УН, УЙ, УХ, УД, УХ, ЭК, ЭЦ, ЭХ\, ЭЛ, ЭБ, ЭМ, ЭХ, ЭС, ЭЧ, ЭХ

- ДА, ХА, ВА, СА, ХА, ЧА, ЩА, ХА. ХО, БО. ВО, ХО, ЦО, КО, ХО, МУ, ЧУ, ВУ, ХУ, ЛУ, ТУ, ХЫ, ДЫ, ЖЫ, ХЫ, БЫ, ФЫ, ВЭ, ХЭ, ФЭ, ЗЭ, ХЭ и т.д.

 

Поздороваться с игрушкой каждым пальчиком поочерёдно, произнося звук Х:

а) ха-ха, хо-хо, ху-ху, хы-хы, хэ-хэ

б) ах-ах, ох-ох, ух-ух, ых-ых, эх-эх

в) аха-аха, охо-охо, уху-уху, ыхы-ыхы, эхэ-эхэ

г) хва-хва, хво-хво, хву-хву, хвы-хвы, хвэ-хвэ

д) хна-хна, хно-хно, хну-хну, хны-хны, хнэ-хнэ

Спеть мотив песенки «В лесу родилась ёлочка» (или любой другой) используя ХА, ХО, ХУ, АХ, ОХ, ЫХ и х.д. (по усмотрению логопеда)

Игра «Эхо»: взрослый говорит, ребёнок повторяет, чётко проговаривает

звук Х

а) Ха-хо, хо-ха, ху-хэ, хэ-хы, хы-хо, хо-ху, ху-хы, ху-ха, хо-хэ, ха-хэ

б) Ха-ху-хы, хо-хы-ха, ху-ха-хо, хы-хо-ху, ха-хо-хы, хы-хэ-хо, хо-ха-ху, ху-хэ-хо, хэ-хы-ха, хы-ха-ху, хо-хы-ху, ха-хэ-ху, ху-ха-хы, хэ-хо-хы, хо-хэ-ху, ху-хы-хо, ха-хы-ху, хо-хэ-ха, ха-хо-хы, хо-хэ-хы

в) Ах-ух-ых, ох-ых-ах, ух-ах-ох, ых-ох-ух, ах-ох-ых, ых-эх-ох, ох-ах-ух, ух-эх-ох, эх-ых-ах, ых-ах-ух, ох-ых-ух, ах-эх-ух, ух-ах-ых, эх-ах-ых, ох-эх-ух, ух-ых-ох, ах-ых-ух, ох-эх-ах, ах-ох-ых, ох-эх-ых

г) Ях-ях-ех, ех-ех-юх, юх-юх-их, их-их-ёх, ёх-ёх-ях, ях-ех-ех, ех-юх-юх, юх

их-их, их-ёх-ёх, ях-ех-ях, ех-ях-ех, юх-их-юх, их-ёх-их, ёх-юх-ёх, ях-ех-юх, их-ёх-ех, ех-их-ях, их-юх-ех, ех-ёх-ях, их-юх-ёх, ёх-их-ех, юх-ях-ех, их-ях-юх

д) Аха-охо-аха, аха-уху-аха, аха-ыхы-аха, охо-эхэ-охо, охо-аха-охо, охо-уху-охо, уху-аха-уху, уху-эхэ-уху, уху-охо-уху, ыхы-охо-ыхы, ыхы-аха-ыхы, ыхы-эхе-ыхы, эхэ-охо-эхэ, эхэ-аха-эхэ, эхэ-уху-эхэ

Слова:

В начале слова: хата, хам, халат, хлеб, хватать, хватка, хвост, хозяйка, хомяк, хвалить

Хоккей, хобот, холодильник, ходить, ход

Хулиган, художник, худеть

В середине: пешеход, кухня, ольха, уха, ухо, муха, поход, находка, пыхтеть, меховой, охота, пахать, снегоход

В конце: мох, пух, дух, воздух, петух, монах, мех, отдых, конюх, смех, запах

Задания для автоматизации со словами, содержащим звук Х:

а) Игра «Один-много» (один хвост-много хвостов, один хобот-много хоботов и т.д.)

б) Игра «1,2,3,4,5» (один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов)

в) Придумать предложение с заданным словом (петух – петух клевал зерно в курятнике)

Загадки:

а) Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб)

б) Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух)

в) С красным гребнем зерно клюёт, голосисто поёт (петух)

г) Маленькая, чёрная, по комнате летит – звонко жужжит (муха)

Словосочетания:

Мягкий мох, лёгкий пух, сильный дух, хвостатый петух, детский отдых, заботливый конюх, звонкий смех, вкусный запах, мамина уха, пахучая ольха,

худая хозяйка, хватать хлеб, художник ходит, длинный хобот

Предложения:

Хвостатый петух любит петь. Мех сильно пах. У ухи вкусный запах. Монах и конюх боялись смеха. В воздухе запах меха и мха. Новая кухня – это находка. Худой хомяк ходит на кухне. Муха кусает в ухо хулигана.

Скороговорки:

Ух! Ух! Ух! – вот поёт петух Ох! Ох! Ох! – там мох

Ха! Ха! Ха! – мы видим петуха Ха! Ха! Ха! – вот уха

Ах! Ах! Ах! – петух поёт в кустах Ух! Ух! Ух! – это Вини-пух

Ох! Ох! Ох! – петух увидел мох Ах! Ах! Ах! – пих-пах

ЫХ! ЫХ! ЫХ! – все уехали на отдых АХ! АХ! АХ! – мех запах

В дальнейшем ребёнку предлагаются задания на дифференциацию звука Х-К, Х-Ф, Х-ХЬ.

Используемая литература:

1.Журнал «Логопед» №6 2006 г.

2.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать».

3.Рау, Слезина «Обучение звукопроизношению глухих».

Используются технологии uCoz