«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка
дошкольного возраста на логопедических занятиях»
Учитель-логопед первой категории
Артеменко Юлия Анатольевна
детский сад № 40, г. Пермь
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - Гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье определены Законом РФ «Об образовании» /разд. 1, ст.2/, «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственными образовательными стандартами.
Авторы региональных программ отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народной традиции обычаев развивают в детях ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-гражданина, человека-патриота. По мнению Л.В.Коломийченко, автора региональной программы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», современная ориентация мировой и отечественной педагогической науки на общечеловеческие ценности неизбежно приводит к пересмотру всех структурных компонентов педагогической системы.
Эта проблема должна коснуться и узких специалистов ДОУ, направить исследования специалистов-логопедов в русло нравственно-патриотического воспитания дошкольника.
Одним из приоритетных направлений деятельности ЦРР-д\сада № 40 является формирование нравственно-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста.
Все специалисты д\сада, включая психолога, эколога, инструктора по ФИЗО, музыкальных руководителей, педагога по ИЗО и учителя-логопеда совместно работают по данному направлению.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?
Наша задача как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Специалистами ДОУ в начале года составляется план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем, экологом и др.специалистами.
Например, в сентябре для детей подготовительного возраста логопедом специально подбираются задания и упражнения /чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры, рассказы/ на тему «Общее представление о человеке», «Строение его тела»/. На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
В октябре рассматривается тема «Это – я!», цель которой – закрепление представлений о себе, формирование временной /возрастной/ и пространственной /телесной/ ориентации и координации движений, развитие диалогической речи, что поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками. Для усвоения этой темы ребенку помогут такие игры, как «Что для чего нужно?» / «Голова нужна человеку для того, чтобы думать…», ноги, уши,
рот, глаза и т.д./, «Подбери признак» / «Глаза – большие, маленькие, голубые, карие, внимательные и т.д./, двигательные упражнения на формирование пространственно-телесной ориентации и координации движений / «Доставание правой рукой левого уха» и т.п./, игры «Подбери действие» / «Ноги – идут, бегут…/, игра «Назови ласково»…
В ноябре дети, занимающиеся на логопункте, осваивают тему «Кем быть?», где они закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей, идет знакомство с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А, Маяковского В.В. За занятиях проводятся речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Все профессии нужны, все профессии важны…».
В декабре на логопедических подгрупповых занятиях дети знакомятся с темой «Семья человека». Нравственные задачи этих занятий включают формирование представлений о семье и родственных отношениях в семье, воспитании чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких; логопедическими задачами являются – автоматизация поставленных звуков, развитие диалогической и связной речи, умение составить полный рассказ по картинками о семье. Используются следующие дидактические игры: «Подбери признак» / Какая у вас семья? – большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая и др./, «Обязанности в семье» /сын – убирает, ходит в магазин за продуктами, отец- зарабатывает деньги, делает ремонт, гладит белье, помогает маме, мать – готовит пищу, стирает, ухаживает за малышами, помогает учить уроки/.
Лексическая тема январских занятий на логопункте – «Детский сад – второй дом ребенка». На занятиях используются фотодокументы об открытии детского сада, воспоминания первых его сотрудников, дети знакомятся со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ, на занятиях решаются не только поставленные логопедом речевые задачи /деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду» /, но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду – заботе о детях, и любви к своему второму дому.
В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна-Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий – море-моряк, космос – космонавт, граница- пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях дети заучивают стихи о защитниках Отечества, читают рассказы и баллады о солдатах войны.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери. На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая?, сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» /повар – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.
В апреле на логопункте основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». На занятиях решаются следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине/. Также на занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города.
Особо хочется отметить тесное сотрудничество с такими культурными центрами города как Пермская художественная галерея и Пермский академический театр оперы и балета. С галереей составлена программа-абонемент «Мы входим в мир прекрасного», по которой дети старших и подготовительных групп в течение всего учебного года /5 раз/ посещают занятия по специально разработанному плану . В апреле запланирована тема «Деревянная скульптура – пермские боги».
В течение всего года дети старшего и подготовительного возраста посещают спектакли оперного театра – балеты «Привал кавалерии», «Балда», оперы «Снежная королева», «Волк и семеро козлят», «Ай да Балда», «12 месяцев», «Приключения в оперной стране» и др., знакомятся с жизнью театра за кулисами, принимают артистов театра с концертами в д\саду.
Завершает учебный год тема великого праздника – Дня Победы. Все логопедические задачи пронизаны темой уважения к героям Великой Отечественной войны, Победе над фашистскими завоевателями, глубокой благодарностью к ветеранам войны. Используются игры «Подбери синоним» /смелый - храбрый, отважный, геройский/, «Подбери родственное слово» /герой – геройский, героический/; расширяется словарный запас ребенка новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война – разрушает» и др./
Таким образом, решая одну из главных годовых задач детского сада, я, как специалист – учитель-логопед, тоже вношу свой вклад в формирование у детей нравственно-патриотических качеств личности и на выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат – у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.
Формирование нравственно-патриотических чувств я считаю инновационной деятельностью в моей работе.