Факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Методы и приемы предупреждения ошибок
Учитель-логопед высшей категории
Четина Таисья Васильевна,
школа № 47, г. Пермь
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.
Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие: зрительные, слуховые, рукодвигательные и речевые, т.е. артикуляционные.
I . Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово сто раз чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
- ПИСЬМО С «ДЫРКАМИ» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зеленый, красный), чтобы выделить трудную букву.
- Можно построить ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. Например. В I классе можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:
ВЕСНОЙ ЛЕС ОЖИВАЕТ. Е ОИЕ.
ВЕСЕЛО ЩЕБЕЧУТ ПТИЦЫ. ЕО ЕУ Ы.
ИЗ БЕРЛОГИ ВЫЛЕЗАЕТ СОННЫЙ МЕДВЕДЬ. 3 ЕЙ ЕЕ НН ЕД.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.
- Есть и такой прием: надо учить ребенка писать диктант. Например: НАСТУПИЛА ЗИМА. Учитель говорит: «НАСТУПИЛА - приставка НА, приставки НО - нет. ЗИМА - безударная гласная И, проверяемая ударением - ЗИМЫ». А затем дается аналогичное предложение: НАСТУПИЛА ОСЕНЬ. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее дается предложение: ВЫПАЛ ПУШИСТЫЙ СНЕГ. И дети делают это уже самостоятельно, они учатся видеть, объяснять орфограмму до того, как её напишут.
- Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он, хоть что-то увидит, запомнит и напишет правильно. Ведь наша цель - не карать, а учить, и тут все средства хороши.
4. Много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так,
например, дается текст, «НАПИСАННЫЙ НЕЗНАЙКОЙ».
«В ЛИСУ РАСЛА БАЛЬШАЯ САСНА. ПОД НЕЙ БЫЛИ ЗИЛЕНАЯ ТРОВА И КРАСИВЫЕ ЦВИТЫ». Дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.
- Или ещё прием, заставляющий думать над написанием. Предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимой согласной и обязательно подчеркнуть её. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, то ему нечего будет подчеркнуть. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме.
- Можно проводить так называемый «ДИКТАН С ОБОСНОВАНИЕМ». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновать свой выбор её написания.
- Перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: ВЫПИСАТЬ ТРУДНЫЕ СЛОВА И ВКЛЮЧИТЬ ИХ В РАБОТУ НА УРОКЕ. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
- РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТАМИ. Перед записью слов на определенное правило дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно.
II . Слуховой фактор. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с I класса. Например, при изучении темы: «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:
- «НАЙДИ ОПАСНОЕ МЕСТО». Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Для этого надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «ошибкоопасных места».
- «СВЕТОФОР». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место».
- «ЗАЖГИ МАЯЧОК». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слово с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет - ставлю на его месте сигнал опасности». Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове - это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: «НА ЗЕМЛЕ ЛЕЖАЛ ПУШИСТЫЙ СНЕГ». Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.
- Можно использовать такой прием: «ДИКТАНТ С ПОСТУКИВАНИЕМ». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой.
Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
- Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроках необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает хорошие результаты, если такую работу вести с I класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко, по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата а процессе проговаривания создает своеобразный запоминающий образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Такое много кратное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.
Таким образом, зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие составляет основу формирования навыка грамотного безошибочного письма младшего школьника. Чем больше органов наших чувств, по К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память. Чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включается в усвоение процесс мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.