Факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Методы и приемы предупреждения ошибок

Учитель-логопед высшей категории
Четина Таисья Васильевна,
школа № 47, г. Пермь

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.

Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие: зрительные, слуховые, рукодвигательные и речевые, т.е. артикуляционные.

I . Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово сто раз чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

ВЕСНОЙ ЛЕС ОЖИВАЕТ. Е ОИЕ.

ВЕСЕЛО ЩЕБЕЧУТ ПТИЦЫ. ЕО ЕУ Ы.

ИЗ БЕРЛОГИ ВЫЛЕЗАЕТ СОННЫЙ МЕДВЕДЬ. 3 ЕЙ ЕЕ НН ЕД.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

4. Много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так,
например, дается текст, «НАПИСАННЫЙ НЕЗНАЙКОЙ».

«В ЛИСУ РАСЛА БАЛЬШАЯ САСНА. ПОД НЕЙ БЫЛИ ЗИЛЕНАЯ ТРОВА И КРАСИВЫЕ ЦВИТЫ». Дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.

 

II . Слуховой фактор. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с I класса. Например, при изучении темы: «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:

Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

4.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает хорошие результаты, если такую работу вести с I класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко, по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата а процессе проговаривания создает своеобразный запоминающий образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Такое много кратное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.

Таким образом, зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие составляет основу формирования навыка грамотного безошибочного письма младшего школьника. Чем больше органов наших чувств, по К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память. Чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включается в усвоение процесс мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.
Используются технологии uCoz