Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопедического пункта при ДОУ
Учитель-логопед Анохина Дарья Сергеевна, детский сад № 219, г. Пермь
По мнению ряда ученых (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина – Винарская; О.А. Токарева; Л.В. Мелихова; И.И. Панченко и др.), проблемы диагностики, оказания дифференцированного и логопедического коррекционно- педагогического воздействия на речевые нарушения очень актуальны.
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые расстройства.
Анализ психолого- педагогической, логопедической литературы (О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Т.А. Власова, Е.М. Мастюкова и др.) показывает, что одними из наиболее распространенных видов нарушений речи являются дислалия и дизартрия, а c воевременное выявление нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка; следовательно, изучение проблемы «Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопункта при ДОУ» очень важно в настоящее время.
Дислалия (от греч. dis -приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю)- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия- одно из наиболее распространенных дефектов произношения (у 25-30% дошкольников (5-6 лет) отмечаются недостатки произношения; у 17-20% детей школьного возраста
Дизартрия (от лат. dis - нарушение признака или функции, artron - сочленение)- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны реч и, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем. [4.С.156].
Научные данные специалиста - исследователя О.А. Токаревой подчеркивают, что многие практики слабо дифференцируют дизартрию от дислалии, что приводит к ошибочности диагностики, к неправильному выбору коррекционной методики. [6. С.65] Поэтому важно знать симптоматику, «яркие» особенности нарушений речи. Задача учителя - логопеда – индивидуализировать работу на логопункте при ДОУ с разными речевыми расстройствами.
Изложенное выше предопределило тему нашего исследования: «Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопункта при ДОУ».
Изучив причины возникновения, классификацию, симптоматику речевых нарушений (дислалия, дизартрия), мы выделили основные направления работы с детьми- логопатами.
Особенности каждого этапа коррекционно- педагогической работы (подготовительный, формирование первичных коммуникативных произносительных навыков: постановка, автоматизация звуков) с дошкольниками, зачисленными на логопункт ДОУ, рассмотрены в таблице « Этапы коррекционно- педагогической работы» (См. ниже).
Логопедическое воздействие по коррекции нарушений речи у детей с разными формами дизартрии должно быть комплексным (сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем, гимнастикой, логопедической ритмикой, общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением).
При дизартрии занятия должны быть непродолжительными, так как отмечается высокая истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость детей; насыщенными интересным материалом. Необходимо также использовать разнообразные подвижные игры на развитие координации движений; задания на развитие психических функций (совместная работа с психологом); осуществлять комплексное психолого – педагогическое воздействие на ребенка.
Основная цель коррекционной работы при дислалии – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Преодоление речевого нарушения (дислалия) происходит в более короткие, сжатые сроки, чем при дизартрии. Занятия, безусловно, должны быть разнообразными, обязательно необходимо использовать богатый речевой, наглядный материал, пособия для развития мелкой моторики.
Также следует осуществлять совместную работу логопеда и родителей, проводить консультации.
Таким образом, в процессе нашей работы мы убедились, что в условиях логопункта при ДОУ необходимо отделять дизартрию от дислалии, уметь оказывать дифференцированное логопедическое воздействие на детей в зависимости от вида речевого нарушения, его формы, от степени выраженности, уровня речевого нарушения, от возрастных, индивидуально – психологических и других особенностей ребенка.
Направление работы | Нарушения речи | |
Дислалия | Дизартрия | |
I . Подготовительный этап | ||
1. Развитие мотивации к обучению, формирование осознанного отношения к занятиям, к своему дефекту | В работе опираться на адекватное отношение ребенка к своему дефекту речи (обсуждение целей каждого занятия; рефлексия), насыщать занятия познавательным, увлекательным речевым материалом | Вызывать интерес к занятиям, поддерживать ребенка, хвалить за работу на занятии, «маленькие победы» |
2. Развитие артикуляции (формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков) |
Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется произвольный и осознанный При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. При дислалии формирование артикуляционной базы звуков осуществляется в более короткие сроки, чем при дизартрии. |
Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. |
3.Формирование восприятия звуков (умение опознавать (узнавать) и различать фонемы) |
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта (в 1 случае работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля; в другом случае - развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа; в 3- формирование слухового контроля). Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцирования фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. |
Работа направлена на формирование фонематического восприятия, операций звукового анализа, на развитие слухового контроля |
4. Развитие слухового внимания, речевого слуха, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса | В подготовительный период на коррекционных занятиях (логопедических и логоритмических) проводятся соответствующие упражнения и игры. |
Носит коррекционную направленность (основные цели подготовительного этапа): дыхательные, голосовые упражнения; тренировка дикции, ритмические упражнения (формирование просодических компонентов речи) |
5. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. |
Не носит коррекционную направленность | Осуществляется на занятиях логопеда и психолога |
Логопедическая работа при дизартрии проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа | ||
II . Постановка звука | ||
1. Массаж мышц лица |
Не проводится |
Осуществляется расслабляющий или тонизирующий массаж мышц лица: пассивные, пассивно- активные, активные упражнения. Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры- упражнения для мимических мышц лица (развитие произвольности и дифференцированности мимических движений и контроль за своей мимикой). |
2. Выработка контроля над положением рта |
Ребенок использует зрительные, тактильные, мышечные ощущения |
Обязательно при дизартрии: пассивные, пассивно- активные, активные упражнения (при слюнотечении); |
3.Артикуляционная гимнастика |
Активная | Пассивная, пассивно-активная, активная (на начальных этапах работа проводится с подключением более сохранных анализаторов). |
4. Развитие мелкой моторики |
На логопедических занятиях наиболее эффективно проводить пальчиковую гимнастику одновременно с артикуляционной. Работу по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях желательно проводить систематически (5-7 минут). |
Обязательно проводятся упражнения по развитию тонкой моторики пальцев рук |
5. Развитие голоса |
В качестве профилактики (не имеет коррекционного значения) | Носит коррекционную направленность (различные ортофонические упражнения) |
6. Коррекция речевого дыхания |
Не несет коррекционной направленности |
Имеет коррекционное значение |
7. Постановка звука |
Постановка звука достигается благодаря техническим приемам: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. | Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, моторные координации которых наиболее просты. Наиболее распространенный прием постановки звуков- метод фонетической локализации. |
8. Развитие фонематического слуха | Дети выделяют звук из ряда других, слогов, слов. |
Дошкольники выделяют звук из ряда других, слогов, слов. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. |
9. Развитие общей моторики |
При дислалии нет грубых моторных нарушений. Упражнения проводятся как физкультминутка. |
Имеет коррекционную направленность |
Этап постановки звука при дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при дизартрии. |
||
III . Автоматизация звука | ||
1.Артикуляционная гимнастика |
Комплекс упражнений для данного звука: активная гимнастика |
Пассивно-активная, активная |
2.Связь звука с буквой |
Обязательный этап работы для предупреждения дисграфии | Обязательный этап работы для предупреждения дисграфии |
3. Развитие фонематического слуха и восприятия |
Важный этап (выделение звука среди слогов, слов, предложений с данным звуком; определение места звука в слове и др.) |
Упражнения на восприятие состава слогов, слов, на звуко - буквенный анализ и др. (обучение выделению звуков в слоговом ряду,обучение опознанию звуков в слове, определению места звука в слове, количества и последовательности звуков в слове) |
4. Автоматизация звука (в слогах, словах, контекстной речи.) | В 1 очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем - в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь- в середине. Используют приемы: повторение, самостоятельное называние слов по картинке. | Используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа. Для дошкольников звук произносится одновременно с прохлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным. Более длительно, трудно, чем при дислалии протекает этап закрепления звука. |
Если ребенок не смешивает поставленный звук с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. | При сочетании дизартриии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, специальные мероприятия, направленные на предупреждение нарушений письменной речи. В других случаях - работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха. |
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1.Укрепление соматического состояния | - Согласование лечения у педиатра, окулиста |
2.Развитие произвольной моторики пальцев рук | - Совершенствование динамического праксиса, дифференциации движений пальцев обеих рук |
3.Развитие моторики артикуляционного апппарата и мелодико- интонационной стороны речи |
|
4.Развитие мимической мускулатуры | Формирование объема и дифференциации движений мышц лица |
5.Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация, дифференциация звуков |
6. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа |
|
7. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом) |
|
8. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий | - Проведение консультаций, открытых занятий для родителей, воспитателей |
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1.Укрепление нервно- психического состояния и укрепление нервной системы |
-Направление на консультацию к невропатологу, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи |
2.Развитие общей моторики, зрительно- пространственной ориентации | -Совершенствование статической и динамической организации движений * упражнения на расслабление мышечного тонуса; * тонизирующие упражнения -Совершенствование функций пространственных координат |
3.Развитие произвольной моторики пальцев рук | Совершенствование динамического праксиса, дифференциации движений пальцев обеих рук |
4.Развитие моторики артикуляционного аппарата и мелодико- интонационной стороны речи | - Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата; координирование их работы - Упражнения на расслабление мышц языка, губ - Упражнения на укрепление круговой мышцы рта, языка- - Упражнения на развитие кинезиологического ощущения от положения органов арт. аппарата |
5. Развитие мимической мускулатуры | - Нормализация мышечного тонуса - Формирование объема и дифференциации движений мышц лица. |
6. Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация, дифференциация звуков |
7. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа) | 1) Обучение выделению звуков в слоговом ряду 2) Обучение опознанию звуков в слове 3) Обучение определению места звука в слове 4) Обучение определению количества и последовательности звуков в слове |
8. Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи | - Расширение, закрепление и уточнение словаря по лексическим темам: -Активизация навыков словообразования, словоизменения; использования предложных конструкций |
9. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом) | -Развитие внимания -Развитие пространственного гнозиса - Развитие предметного зрительного гнозиса - Развитие слуховой памяти - Развитие зрительной памяти |
10. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий | Проведение консультаций, открытых занятий для родителей, воспитателей |
Библиографический список
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие/Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2005.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.
- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия.
- Логопедия: Уч. для студентов дефектол. факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии).- СПб., 2001.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р.-на- Д.: «Феникс», 2003.
- Приказ Об утверждении Положения о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения (от 14.11.2001 № 924)
- Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5.- С.38- 43
- Степанова О.А. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. –2006. - №11. – С.26- 33
- Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учеб.пособие для студентов высших и сред.спец.пед.учебзаведений: В 2т.т. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.