Инновационные методы работы в логопедии.
Учитель-логопед высшей категории
Колотова Ирина Леонидовна,
детский сад № 373, г. Пермь
За последние годы отмечается рост количества детей с дизартриями, что проявляется расстройством моторной реализации речи. Кроме того, дети с дизартрией имеют, как правило, слабую нервную систему, страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Часто дети не хотят заниматься. В связи с этим процесс коррекции имеет длинную и сложную динамику. Логопеды используют в своей работе многократные упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и нормализацию психических функций организма. В лучшем случае используется логопедический массаж, в том числе и специальными логопедическими зондами. Если есть возможность, то проводятся физиотерапевтические процедуры и медикаментозное лечение по назначению невропатологов. Однако на процесс восстановления речи у дизартриков уходит огромное количество времени. Язык быстро утомляется, слабо развит контроль над речью, дети быстро устают. Как правило, такие дети относятся к категории часто болеющих (ЧБД). И логопедическая работа каждый раз после заболевания начинается практически сначала. Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных» вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений.
В своей работе «Основы теории и практики логопедии» Р.Е Левина (1967) отмечает необходимость использования постоянно совершенствующихся приборов и устройств в качестве вспомогательного средства коррекции.
В логопедическую группу приходят дети со сложными диагнозами (ОНР с дизартрией; ЗПР с дизартрией; ОНР, заикание с дизартрией; ЗПР, заикание с дизартрией) и моей целью стало найти способы, как облегчить страдания детей в процессе всей коррекционной работы. Это касается и укорачивания сроков подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, постановки и автоматизации звуков в речи, а также оптимизации педагогического процесса, используя компьютерные технологии.
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию пропрео-цептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуют линейный и точечный массаж.
Профессор И.З. Заблудовский является одним из основоположников отечественной системы массажа. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения до настоящего времени, и который может с успехом применятся в логопедической практике. В свое время многие авторы подробно описывают приемы логопедического массажа на нормализацию мышечного тонуса. Очень хорошо использовать точечный массаж, т.к. в некоторых случаях он является более эффективным, чем линейный. Точечный массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий из механического воздействия пальцами или заменяющим их инструментом. Он обладает значительно большей прицельностью и избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие, что особенно важно при спастических параличах.
Инициатором применения точечного массажа при заболеваниях центральной нервной системы в нашей стране стала школа Э.Д.Тыкочинской в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. Э.Д. Тыкочинской (1969) была предложена, а в последствии М.Я. Леонтьевой (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастических параличах.
Врач-невролог Л.А. Щербакова (Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики) разработала метод точечной электростимуляции мышц (синусоидальные модулированные токи»), применяемая при дизартрии у детей с ДЦП (1982).
З.А.Репина, А.С. Балахонова (Екатеринбургский государственный пединститут, Екатеринбургская тифлотехническая лаборатория Института дефектологии) описали методику проведения массажа мягкого неба с помощью тренажера (электрические импульсы) у детей с тяжелыми нарушениями речи .
В 2001 г. Для широкого применения в лечебно-профилактических учреждениях и в бытовых условиях лицами, не имеющими медицинского образования, с целью общере-гулирующего влияния на физиологические системы организма, а также для лечения функциональных расстройств в широком спектре патологий выпущен аппарат ДЭНАС. Аппарат ДЭНАС внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению в медицинской практике (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.)
Учитывая то, что у дизартриков наблюдается сочетание нарушений произношения сразу нескольких звуков вследствие порезов, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, обеспечивающих моторную функцию речи. А ДЭНС в комплексе лечебных мероприятий должна оказывать влияние в первую очередь, на скорость формирования правильного звукопроизношения. Следовательно, данную методику можно использовать в логопедической практике. Фактически ДЭНС является гармоничным продолжением применения физиотерапевтической методики «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией при ДЦП» Л.А.Щербаковой (1982)
В настоящее время метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешен к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Принцип работы аппарата. При низкочастотном короткоимпульсном высокоамплитудном неинвазивном раздражении экстерорецепторов кожи возникает местная реакция. Поток импульсов передается по самотическим и вегетативным афферентам (восходящим нервным путям) в сегменты спинного мозга (сегментарная реакция) и вышележащие отделы центральной нервной системы (ствол, лимбико-ретикулярные структуры, гипоталамус, кора большого мозга), и инициируется общая реакция. Благодаря принципу сомато- и висцеротопии в иннервации внутренних органов и поверхности тела стимуляция кожных зон (точек), расположенных в пределах данного метамера или спинно-мозгового сегмента, тригерных (пусковых) зон вызывает, в первую очередь, рефлекторные эффекты в иннервируемых органах, участках тела и системные реакции, запускаемые с данной зоны воздействия.
Ответные реакции имеют в своей основе сложные нервные, нейрогормональные и нейрогуморальные, а также иммунные механизмы (Кассиль Г.К.,1975; Вогралик В.Г., Вогралик М.В., 1978; Тыкочинская Э.Д.,1979;Игнатов Ю.Д., 1990; Гаркави Л.Х. и др., 1997; Чебкасов С.А., Берешполова Ю.И., 2001).
В результате воздействия тщательно подобранным информационно-энергетическим электрическим импульсом на определенные зоны кожи по определенной методике оказалось возможным достичь эффективного восстановительного результата на уровне функционального элемента любой ткани любого органа организма именно за счет стабилизации афферентного потока информации и создания саногенетической доминанты (УхтомскийА.А.,1966)
Применяя аппарат ДЭНАС, достигается синхронизация интегративных взаимоотношений регуляторных систем организма (благодаря местным, сегментарным и общим реакциям), вследствие чего происходит мобилизация резервных функциональных элементов тканей, что в итоге приводит к восстановлению нарушенной ранее способности, а в ряде случаев – и к восстановлению морфологической целостности.
Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия динамической электронейростимуляции на организм доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г.Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г.), в лаборатории биофизики Института клинической и эксперементальной медицины (г.Новосибирск), под руководством доктора медицинских наук Л.П.Михайловой (2001г.), на кафедре нормальной физиологии Ижевской государственной медицинской академии под руководством доктора медицинских наук, профессора Л.С.Исаковой (2002г.), на кафедре физиотерапии и курортолигии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.), в лаборатории экспериментально-клинических исследований Кировского научно-исследовательского института гемалогии и переливания крови МЗ РФ, под руководством кандидата медицинских наук, доцента Ю.В. Зиновьева (2003г.)
Поэтому я, пройдя курсы обучения работы с аппаратом (Удостоверение №3265 тема «Динамическая электронейростимулирующая терапия» и Удостоверение №956 тема «Электропунктурная диагностика и терапия аппаратами ДиаДЭНС-Т и ДиаДЭНС-ДТ») с согласия заинтересованных родителей ввела ДЭНС-терапию в свою работу. Были проведены индивидуальные собеседования с родителями, где было рассказано об особенностях воздействия аппаратов ДЭНАС. В результате отобрана группа из 5 человек (всего логопедических детей было15). Антипов А.- ОНР IIй уровень с дизартрией, Антипов М.- ОНР IIй уровень с дизартрией, Кряжев К.-ОНР IIIй уровень с дизартрией, Напольских П. – ОНР IIй уровень с дизартрией, Семенова М. – ОНР IIй уровень с дизартрией. У всех детей тяжелый анамнез и они относятся к категории ЧБД (часто болеющих детей). Проведен курс лечения аппаратом ДЭНАС в сентябре – Антиповы А. и М. , в ноябре – Напольских П., Семенова М. , в декабре – Кряжев К. по 14 сеансов.
Была использована следующая методика воздействия на речевые центры:
- Зона «6 точек» в режиме «тест»
- Зона проекции речевых мышц вокруг рта – методика креста в режиме «терапия»
- Подчелюстная зона в режиме «терапия»
- Зона «косынки» на лице (от уха до уха) в режиме «терапия»
- Язык при МинЭ в режиме «терапия»
- Зона срединного меридиана и зона «точек согласия» - ШОП (шейный отдел позвоночника) в режиме «тест»
- Зоны микросоотвестствия по Су-Джок (правую и левую руку чередовать через день) в режиме «терапия»
В тоже время Напольских П. и Семенова М. принимали медикаментозное лечение, назначенное невропатологом. Антиповы прошли курс медикаментозного лечения летом перед поступлением в логопедическую группу, т.к. находились на учете у невропатолога.
Первые результаты появились уже в процессе проведения кура лечения. Общиеизменения у всех детей: уменьшилась гиперсаливация, изменилась в лучшую сторону подвижность артикуляционного аппарата, уменьшился тремор языка, появилась возможность постановки звуков, значительно улучшилось психическое состояние детей, так как они поверили в свои силы, у них появилось желание заниматься.
Наилучшие результаты были получены с Семеновой Мариной, которые можно проиллюстрировать наблюдением.
Заключение. Общее недоразвитие речи II уровня при псевдобульбарной дизартрии.
Был начат логопедический массаж 18.09. Однако с 25 09 заболела. Находилась на домашнем режиме до 6.10. По просьбе мамы 24 октября 2006 года начат курс ДЭНС, который продолжалсядо 15 ноября включительно (всего 14 сеансов). После второго сеанса появился [Л] 31.10 появился [С], затем в течение недели остальные свистящие звуки. На последнем сеансе появился спонтанно звук «Ш», и вибрация. В ноябре [Л] автоматизировался в спонтанной речи, а на начало апреля 2007г уже шла дифференциация свистящих и шипящих звуков. Речь девочки стала намного разборчивее и понятна. Занимается с удовольствием, появился самоконтроль в речи. Оставались трудности в слоговой структуре слов. После летних каникул и отсутствия занятий, появилась некоторая смазанность речи. Однако уже в октябре 2007 года речь вернулась к майскому уровню. Была продолжена дифференциация свистящих - шипящих звуков, отрабатывались подготовительные упражнения для [Р]. Несмотря на длительные отсутствия по болезням в течение года, оставшиеся звуки были поставлены и автоматизированы в спонтанной речи. Девочка выпущена в школу с чистой речью. В октябре 2008 года со слов мамы, Марина с удовольствием ходит в первый класс, самостоятельно выполняет домашние задания. Иногда, когда торопится и перестает следить за речью, допускает ошибки в сложных словах (либо недоговаривает окончания, либо переставляет местами слоги). Звукопроизношение и связная речь в норме.
Результаты по другим детям также положительные. Кряжев К. –все звуки поставлены, переведен в другую группу (более младшую по возрасту по желанию мамы). Антиповы А. и М., Напольских П. Нарушенные звуки поставлены и автоматизированы. Трудности были с постановкой звука «Р» из-за близко расположенной к кончику языка и короткой уздечки. Длительно шла работа над растяжкой уздечки, так как родители отказались от оперативной помощи. Антиповы А. и М. в школу выпущены с чистой речью. Напольских П. все звуки были поставлены, но для автоматизации в спонтанной речи не хватило времени (дифференциация [р-р’]), так как ребенок часто пропускал детский сад по болезням и семейным проблемам.
Кроме того, в сентябре-октябре 2008 года в новом наборе детей в группу, по просьбе родителей также начала курсы ДЭНС-терапии с Толпышевым М.-ОНР Ш ур с дизартрией, Прокофьевой Л.-ОНР Ш ур.с дизартрией. Дети также со сложным анамнезом, {с неврозоподобным синдромом на резидуальном фоне. И уже после третьего сеанса у Лизы, и после 4го сеанса у Миши улучшились не только артикуляционные движения, но и свистящие звуки. На 8м сеансе у Миши появился [С], а на 12 занятии уже шла автоматизация [С] во фразовой речи. У детей сразу появилось желание заниматься, так как они увидели первые положительные результаты, они могут правильно говорить. Кроме того был проведен курс ДЭНС-терапии с Юлей А. Диагноз: ОНР 3 уровень, заикание, дизартрия.Кроме основных точек, проводилась нейростимуляция специальных точекдля устранения заикания. На данный момент, Юля не стесняется выходить и отвечать на занятии перед детьми. Она может без запинок ответить на вопросы, пересказать или составить рассказ. Иногда в спонтанной речи заикание сохраняется.На февраль 2010 года все звуки у детей поставлены, идет их автоматизация в спонтанной речи.
Таким образом, введение в комплекс лечебных мероприятий ДЭНС оправдано в работе с детьми, имеющих диагноз дизартрия, особенно на подготовительном этапе, т.к. действительно ускоряет процесс постановки звуков.
Для активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей с речевыми нарушениями я в свои занятия ввожу также компьютерные игры. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к логопедическим занятиям.
Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития. В своей работе я использую 3 компьютерных программы на индивидуальных и подгрупповых занятиях, как средство оптимизации коррекции нарушений речи: «Игры для Тигры», «Учимся и играем», «Баба Яга учится читать» (частично).
На фронтальном занятии использую 1-2 компьютерные игры. Это могут быть и занятия как по формированию лексико-грамматических средств языка, так и по звукопроизношению и развитию фонематического слуха. Очень хороши компьютерные упражнения и на занятиях по подготовке детей к грамоте (звуковой анализ слов, знакомство с буквами и чтение). На начальном этапе принимаются хоровые ответы детей, где управление манипулятором «мышь» беру на себя, в дальнейшем принимаются индивидуальные ответы детей, где на «мышь» может нажать отвечающий ребенок.
На индивидуальном занятии по звукопроизношению использую от 1 до 5 компьютерных игр, в зависимости от коррекционных задач, состояния здоровья и возможностей ребенка.
Таким образом, использование в коррекционно-образовательном процессе современных достижений науки и техники повышает эффективность работы логопеда.