Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопедического пункта при ДОУ

Учитель-логопед Анохина Дарья Сергеевна, детский сад № 219, г. Пермь

По мнению ряда ученых (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина – Винарская; О.А. Токарева; Л.В. Мелихова; И.И. Панченко и др.), проблемы диагностики, оказания дифференцированного и логопедического коррекционно- педагогического воздействия на речевые нарушения очень актуальны.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые расстройства.

Анализ психолого- педагогической, логопедической литературы (О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Т.А. Власова, Е.М. Мастюкова и др.) показывает, что одними из наиболее распространенных видов нарушений речи являются дислалия и дизартрия, а c воевременное выявление нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка; следовательно, изучение проблемы «Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопункта при ДОУ» очень важно в настоящее время.

Дислалия (от греч. dis -приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю)- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия- одно из наиболее распространенных дефектов произношения (у 25-30% дошкольников (5-6 лет) отмечаются недостатки произношения; у 17-20% детей школьного возраста

Дизартрия (от лат. dis - нарушение признака или функции, artron - сочленение)- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны реч и, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем. [4.С.156].

Научные данные специалиста - исследователя О.А. Токаревой подчеркивают, что многие практики слабо дифференцируют дизартрию от дислалии, что приводит к ошибочности диагностики, к неправильному выбору коррекционной методики. [6. С.65] Поэтому важно знать симптоматику, «яркие» особенности нарушений речи. Задача учителя - логопеда – индивидуализировать работу на логопункте при ДОУ с разными речевыми расстройствами.

Изложенное выше предопределило тему нашего исследования: «Дифференцированная работа с детьми, имеющими нарушение речи (дислалия, дизартрия), в условиях логопункта при ДОУ».

Изучив причины возникновения, классификацию, симптоматику речевых нарушений (дислалия, дизартрия), мы выделили основные направления работы с детьми- логопатами.

Особенности каждого этапа коррекционно- педагогической работы (подготовительный, формирование первичных коммуникативных произносительных навыков: постановка, автоматизация звуков) с дошкольниками, зачисленными на логопункт ДОУ, рассмотрены в таблице « Этапы коррекционно- педагогической работы» (См. ниже).

Логопедическое воздействие по коррекции нарушений речи у детей с разными формами дизартрии должно быть комплексным (сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем, гимнастикой, логопедической ритмикой, общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением).

При дизартрии занятия должны быть непродолжительными, так как отмечается высокая истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость детей; насыщенными интересным материалом. Необходимо также использовать разнообразные подвижные игры на развитие координации движений; задания на развитие психических функций (совместная работа с психологом); осуществлять комплексное психолого – педагогическое воздействие на ребенка.

Основная цель коррекционной работы при дислалии – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Преодоление речевого нарушения (дислалия) происходит в более короткие, сжатые сроки, чем при дизартрии. Занятия, безусловно, должны быть разнообразными, обязательно необходимо использовать богатый речевой, наглядный материал, пособия для развития мелкой моторики.

Также следует осуществлять совместную работу логопеда и родителей, проводить консультации.

Таким образом, в процессе нашей работы мы убедились, что в условиях логопункта при ДОУ необходимо отделять дизартрию от дислалии, уметь оказывать дифференцированное логопедическое воздействие на детей в зависимости от вида речевого нарушения, его формы, от степени выраженности, уровня речевого нарушения, от возрастных, индивидуально – психологических и других особенностей ребенка.

Этапы коррекционно- педагогической работы
Направление работы Нарушения речи
Дислалия Дизартрия
I . Подготовительный этап
1. Развитие мотивации к обучению, формирование осознанного отношения к занятиям, к своему дефекту В работе опираться на адекватное отношение ребенка к своему дефекту речи (обсуждение целей каждого занятия; рефлексия), насыщать занятия познавательным, увлекательным речевым материалом Вызывать интерес к занятиям, поддерживать ребенка, хвалить за работу на занятии, «маленькие победы»

2. Развитие артикуляции (формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков)

Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется произвольный и осознанный

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. При дислалии формирование артикуляционной базы звуков осуществляется в более короткие сроки, чем при дизартрии.

Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения.

3.Формирование восприятия звуков (умение опознавать (узнавать) и различать фонемы)

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта (в 1 случае работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля; в другом случае - развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа; в 3- формирование слухового контроля).

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцирования фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками.

Работа направлена на формирование фонематического восприятия, операций звукового анализа, на развитие слухового контроля

4. Развитие слухового внимания, речевого слуха, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса

В подготовительный период на коррекционных занятиях (логопедических и логоритмических) проводятся соответствующие упражнения и игры.

Носит коррекционную направленность (основные цели подготовительного этапа): дыхательные, голосовые упражнения; тренировка дикции, ритмические упражнения (формирование просодических компонентов речи)

5. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Не носит коррекционную направленность

Осуществляется на занятиях логопеда и психолога

    Логопедическая работа при дизартрии проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа
II . Постановка звука

1. Массаж мышц лица

Не проводится

Осуществляется расслабляющий или тонизирующий массаж мышц лица: пассивные, пассивно- активные, активные упражнения. Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры- упражнения для мимических мышц лица (развитие произвольности и дифференцированности мимических движений и контроль за своей мимикой).

2. Выработка контроля над положением рта

Ребенок использует зрительные, тактильные, мышечные ощущения

Обязательно при дизартрии: пассивные, пассивно- активные, активные упражнения (при слюнотечении);

3.Артикуляционная гимнастика

Активная Пассивная, пассивно-активная, активная (на начальных этапах работа проводится с подключением более сохранных анализаторов).

4. Развитие мелкой моторики

На логопедических занятиях наиболее эффективно проводить пальчиковую гимнастику одновременно с артикуляционной.

Работу по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях желательно проводить систематически (5-7 минут).

Обязательно проводятся упражнения по развитию тонкой моторики пальцев рук

5. Развитие голоса

В качестве профилактики (не имеет коррекционного значения)

Носит коррекционную направленность (различные ортофонические упражнения)

6. Коррекция речевого дыхания

Не несет коррекционной направленности

Имеет коррекционное значение

7. Постановка звука

Постановка звука достигается благодаря техническим приемам: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, моторные координации которых наиболее просты.

Наиболее распространенный прием постановки звуков- метод фонетической локализации.

8. Развитие фонематического слуха

Дети выделяют звук из ряда других, слогов, слов.

Дошкольники выделяют звук из ряда других, слогов, слов. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

9. Развитие общей моторики

При дислалии нет грубых моторных нарушений. Упражнения проводятся как физкультминутка.

Имеет коррекционную направленность
 

Этап постановки звука при дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при дизартрии.

 
III . Автоматизация звука

1.Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для данного звука: активная гимнастика

Пассивно-активная, активная

2.Связь звука с буквой

Обязательный этап работы для предупреждения дисграфии Обязательный этап работы для предупреждения дисграфии

3. Развитие фонематического слуха и восприятия

Важный этап (выделение звука среди слогов, слов, предложений с данным звуком; определение места звука в слове и др.)

Упражнения на восприятие состава слогов, слов, на звуко - буквенный анализ и др. (обучение выделению звуков в слоговом ряду,обучение опознанию звуков в слове, определению места звука в слове, количества и последовательности звуков в слове)

4. Автоматизация звука (в слогах, словах, контекстной речи.) В 1 очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем - в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь- в середине. Используют приемы: повторение, самостоятельное называние слов по картинке.

Используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа. Для дошкольников звук произносится одновременно с прохлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным.

Более длительно, трудно, чем при дислалии протекает этап закрепления звука.

  Если ребенок не смешивает поставленный звук с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. При сочетании дизартриии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, специальные мероприятия, направленные на предупреждение нарушений письменной речи. В других случаях - работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Перспективный план коррекционной работы с детьми, имеющими дислалию
Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы
1.Укрепление соматического состояния - Согласование лечения у педиатра, окулиста
2.Развитие произвольной моторики пальцев рук - Совершенствование динамического праксиса, дифференциации движений пальцев обеих рук
3.Развитие моторики артикуляционного апппарата и мелодико- интонационной стороны речи
    • Совершенствование статической и динамической организации движений арт.аппарата.
    • Упражнения на развитие кинезиологических ощущений от положения органов арт.аппарата ;
    • Упражнения на развитие динамики движения губ
    • Упражнения на развитие подвижности кончика языка
    • Формирование умения пользоваться различной интонацией
4.Развитие мимической мускулатуры Формирование объема и дифференциации движений мышц лица
5.Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация, дифференциация звуков
6. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа
    • Обучение выделению звуков в слоговом ряду
    • Обучение опознанию звуков в слове
    • Обучение определению места звука в слове
    • Обучение определению кол-ва и последовательности звуков в слове
7. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом)
    • Развитие внимания
    • Развитие пространственного гнозиса
    • Развитие слуховой памяти
8. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий - Проведение консультаций, открытых занятий для родителей, воспитателей

Перспективный план коррекционной работы с детьми, имеющими дизартрию
Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы

1.Укрепление нервно- психического состояния и укрепление нервной системы

-Направление на консультацию к невропатологу, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи
2.Развитие общей моторики, зрительно- пространственной ориентации

-Совершенствование статической и динамической организации движений * упражнения на расслабление мышечного тонуса; * тонизирующие упражнения

-Совершенствование функций пространственных координат
3.Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса, дифференциации движений пальцев обеих рук
4.Развитие моторики артикуляционного аппарата и мелодико- интонационной стороны речи

- Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата; координирование их работы

- Упражнения на расслабление мышц языка, губ

- Упражнения на укрепление круговой мышцы рта, языка-

- Упражнения на развитие кинезиологического ощущения от положения органов арт. аппарата

5. Развитие мимической мускулатуры

- Нормализация мышечного тонуса

- Формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
6. Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация, дифференциация звуков
7. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа)

1) Обучение выделению звуков в слоговом ряду

2) Обучение опознанию звуков в слове

3) Обучение определению места звука в слове

4) Обучение определению количества и последовательности звуков в слове
8. Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи

- Расширение, закрепление и уточнение словаря по лексическим темам:

-Активизация навыков словообразования, словоизменения; использования предложных конструкций
9. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом)

-Развитие внимания

-Развитие пространственного гнозиса

- Развитие предметного зрительного гнозиса

- Развитие слуховой памяти

- Развитие зрительной памяти

10. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий Проведение консультаций, открытых занятий для родителей, воспитателей

Библиографический список

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие/Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2005.
  2. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.
  3. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия.
  4. Логопедия: Уч. для студентов дефектол. факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии).- СПб., 2001.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Р.-на- Д.: «Феникс», 2003.
  7. Приказ Об утверждении Положения о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения (от 14.11.2001 № 924)
  8. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5.- С.38- 43
  9. Степанова О.А. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. –2006. - №11. – С.26- 33
  10. Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учеб.пособие для студентов высших и сред.спец.пед.учебзаведений: В 2т.т. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Используются технологии uCoz